автосайт

Home Тест-драйв Volvo S80. - ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА С СЕВЕРА

Volvo S80. - ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА С СЕВЕРА PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.11.2012 19:44
Попробуйте-ка ответить, где сотворили автомобиль с устройством для непрерывного изменения фаз газораспределения, сверхкомпактной коробкой передач, педалью газа без механической связи с дроссельной заслонкой, восемнадцатью бортовыми компьютерами, объединенными в сеть, да еще с мультиплексным способом обмена информацией и мобильным телефоном, интегрированным в панель приборов. Думаете, перед вами описание очередного японского чуда - концепт-кара нового тысячелетия? Нет, это серийный шведский автомобиль "Volvo S80", пришедший на смену заднеприводным моделям 940 и S90. Технических новшеств в нем так много, что подробное знакомство со всеми заняло бы десятки страниц. Поэтому остановимся лишь на самом интересном. ТОЛЬКО СЕДАН Не станем обсуждать дизайнерские изыски, хотя они того и заслуживают. Надеемся, читатель по фотографиям составит собственное впечатление о внешности "Volvo S80". Очевидно одно - автомобиль имеет свое лицо и, безусловно, найдет немало поклонников. С консерватизмом S90, тем более "940-й" покончено. Вместо угловатого кузова - современный обтекаемый с хорошей аэродинамикой (Сх=0,28), вместо продольно установленных двигателей и заднего привода - поперечно расположенные силовые агрегаты и передние ведущие колеса. Вообще-то "Volvo S80" - первая ласточка нового семейства. Шведы создали новую "большую" платформу для целой гаммы машин представительского класса. Вместе с тем седан S80 разрабатывали как самостоятельную модель, не ставя целью в дальнейшем сделать на основе этого кузова универсал. А это значит, что "Volvo S80" не станут выпускать в модификации "V80 Истейт". Универсал на той же платформе появится позже и будет оригинальным как по конструкции, так и по облику. В нынешнем году "Volvo S80" комплектуют четырьмя бензиновыми двигателями. Все они - дальнейшее развитие довольно удачных моторов 850-й серии. Цилиндры расположены в ряд, блоки и головки блоков - из алюминиевого сплава, четыре клапана на цилиндр, два распределительных вала. Их оснащают системой непрерывно изменяемых фаз газораспределения (ее работа зависит от нагрузки на двигатель, оборотов и других факторов) и новейшей электроникой для управления распределенным впрыском топлива и зажиганием. Так, например, педаль газа не имеет механической связи (тросика или тяги) с дроссельной заслонкой. Она снабжена чувствительным сенсором, который передает информацию компьютеру, а тот, в свою очередь, формирует команду добавить или сбросить газ. Два двигателя - пятицилиндровые рабочим объемом 2 л. "Volvo S80 Т5" с турбонаддувом высокого давления развивает мощность 166 кВт/226 л. с. и максимальный крутящий момент 310 Н. м, "Volvo S80T" с турбонаддувом низкого давления - 120 кВт/163 л. с. и 230 Н. м. Расход топлива в смешанном городском цикле - 9,6 и 9,5 л/100 км соответственно. Два других силовых агрегата - шестицилиндровые: атмосферный "Volvo S80 2,9" мощностью 150 кВт/204 л. с. и "Volvo S80T6" рабочим объемом 2,8 л и мощностью 200 кВт/272 л. с., оснащенный двумя турбокомпрессорами. В 1999 году гамму двигателей пополнят 2,4-литровые бензиновые моторы (170 и 140 л. с.), а также турбодизель объемом 2,5 л и мощностью 103 кВт/140 л. с. "ШЕСТЕРКУ" - ПОПЕРЕК Шведы первые, кому удалось поперечно разместить под капотом рядную "шестерку". Пристрастие к рядным (а не V-образным, как у большинства фирм) двигателям конструкторы "Вольво" объясняют несколькими факторами. Они считают, что при такой компоновке проще сделать просторный салон и обеспечить пассивную безопасность. Кроме того, расположение выпускного коллектора по одну сторону блока цилиндров облегчает установку турбокомпрессора и каталитического нейтрализатора, который можно приблизить к двигателю, где у отработавших газов более высокая температура - а значит, нейтрализатор прогреется и активизируется раньше. Не последнюю роль играет и унификация всего семейства двигателей. "Пристегнуть" дополнительный цилиндр к уже выпускаемому пятицилиндровому мотору все же проще, чем разработать оригинальную V-образную "шестерку". Так или иначе, а втиснуть поперек шестицилиндровую махину было непросто. Понадобилось спроектировать новую чрезвычайно компактную коробку передач. Механическая пятиступенчатая четырехвальная (!) коробка М65 стала самой короткой в мире! Ее длина всего 297 мм, что на 56 мм меньше, чем у предыдущей владелицы рекорда - коробки М56, которой комплектуют "Вольво" с рядным пятицилиндровым двигателем. Не менее интересны автоматические четырехступенчатые коробки передач, созданные на "Вольво" совместно со специалистами "Дженерал моторс" и японской фирмы "Эйзин Уорнер". Довольно компактные, они способны адаптировать алгоритм переключения передач к стилю езды конкретного водителя. На самый мощный "Volvo S80 Т6" устанавливают автоматическую коробку с функцией "Гиртроник". Она позволяет водителю переключать передачи также вручную. Селектор управления переводится из положения "drive" в положение "man", а дальше им можно щелкать, как рычагом гоночной коробки передач с последовательным Переключением. Движение от себя - повышенная передача, на себя - пониженная. Впечатление от работы механизма неплохое. При разгоне он дает возможность раскрутить двигатель до максимально допустимых оборотов, при замедлении - тормозить, переходя на пониженную передачу. Ни того, ни другого обычные "автоматы" сделать не дают. ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА Автомобиль буквально нашпигован сложной электроникой, которая управляет системами активной и пассивной безопасности, обеспечивает комфорт и защиту от угона. Есть "полный электропакет", музыкальная установка, система ориентации, круиз-контроль, климатическая установка, смонтированная на заводе сигнализация со встроенным иммобилайзером. За умение автомобиля не попадать в аварии отвечают системы АБС, электронного распределения тормозных сил, стабилизации и контроля тяги. Помимо традиционных для "Вольво" средств пассивной безопасности, появились две новинки. Одна - надуваемая занавеска (IС). Она спрятана под обивкой потолка между передней и задней боковыми стойками. При ударе в борт занавеска надувается и смягчает удары головы о боковые стекла или стойки кузова. Другая защита - от травм шеи и позвоночника при наезде сзади (WHIPS). Она в корне изменила конструкцию сидений. При столкновении спинка и подголовник двигаются назад по сложной траектории, поддерживая верхнюю часть тела и гася энергию удара. Делового человека порадует интегрированный в приборную панель мобильный телефон стандарта GSM с функцией "свободные руки". Кнопки для набора номера - на центральной консоли, микрофон - во внутрисалонном зеркале заднего вида, динамик - в подголовнике сиденья водителя, а управляющие телефоном кнопки расположены на рулевом колесе. У пассажиров заднего сиденья - трубка, встроенная в центральный подлокотник. Попытка позвонить из летящего по шведскому шоссе автомобиля в Москву сразу же увенчалась успехом. Слышимость, замечу, была отменной. Но помимо самих электронных систем, есть у машины еще одна изюминка. "Volvo S80" оборудован усовершенствованной электропроводкой мультиплексного типа, что ново для серийных автомобильных систем коммуникации. Электрические компоненты объединены в сеть, состоящую из 18 компьютеров с центральным управляющим устройством и 24 или больше исполнительных модулей для реализации тех или иных функций. Мультиплексная технология позволяет использовать только два кабеля. Первый передает все сигналы, возникающие в системе. Второй подает питание. Эти кабели-шины проложены по всему автомобилю и хорошо защищены от внешних воздействий. Информация по сети передается в виде цифровых пакетов. Применив мультиплексную технологию, намного уменьшили количество цепей и соединений. Надежнее стала связь между всеми компонентами электрооборудования, легче искать неисправности. Еще один несомненный плюс новейшей технологии - электронику автомобиля программируют прямо на заводе в соответствии с пожеланиями заказчика. Причем остается возможность в любое время как упростить, так и усложнить программное обеспечение автомобиля. Короткие пробные поездки подтвердили свойства, ставшие традиционными для автомобилей "Вольво". Седан S80 комфортабелен, его салон просторен, качество отделки и шумоизоляция отвечают классу машины. Ходовые качества и разгонная динамика отменные. Безопасность и экологическая чистота - конек шведской фирмы. Например, "Volvo S80 2,9" получил своеобразный сертификат института независимых инспекторов Lloyd's Register. Он отражает экологические показатели всего жизненного цикла автомобиля: "производство - эксплуатация - переработка". Лишь один вопрос пока остался открытым. Сможет ли "Вольво", пообещав каждый год выпускать новую модель, сохранить на высоком уровне качество и надежность. Конечно, столь мощной электронной атаки никто не ожидал, но освоение новых технологий редко проходит гладко. Будем надеяться, что скандинавов по-прежнему отличает взвешенность решений, и если уж они ввязались в электронную борьбу, то этот шаг был основательно подготовлен. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля "Volvo S80 2,9" (в скобках - отличающиеся параметры "S80 T6 битурбо" с автоматической коробкой передач) Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1489 кг; максимальная скорость - 235(250) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 8,2(7,2) с; средний расход топлива - 9,7(10,9)л/100 км; запас топлива - 80 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-98, АИ-95. Размеры, мм: длина - 4820; ширина - 1830; высота - 1450; база - 2790; колея спереди/сзади - 1580/1560; дорожный просвет - 150; объем багажника - 440 л. Двигатель: шестицилиндровый рядный, с распределенным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 2922(2783) смз; число клапанов на цилиндр - 4; степень сжатия - 10,5(8,5); мощность - 150 кВт/204 л. с. при 6000 об/мин (200 кВт/272 л. с. при 5400 об/мин); максимальный крутящий момент - 280 Н. м при 4200 об/мин (380 Н. м при 2000-5000 об/мин). Трансмиссия: привод на передние колеса, коробка передач - пятиступенчатая механическая (четырехступенчатая автоматическая); передаточные числа: I - 3,07(2,92); II - 1,77(1,57); III - 1,19(1,00); IV - 0,87(0,70); V - 0,70; з. х. - 2,50(2,38); главная передача - 4,25(3,29). Подвеска: передняя - независимая типа "Мак-Ферсон", со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - полунезависимая "Дельта-линк" с поперечными рычагами, пружинными стойками и стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем; передние - вентилируемые дисковые, задние - дисковые. Колеса: 15 или 16 дюймов. Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора и "Вольво"